Главная » Статьи » Мои статьи |
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания воспитателем самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться воспитателями. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и др. Театрализованная игра на занятиях: во время занятий воспитатель включает театрализованную игру как игровой приём и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы в игре. Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры – рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Театрализованная игра в совместной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх – занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач: «Познавательное развитие». - Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); - наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре – драматизации); - обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; - развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. «Социально – коммуникативное развитие». Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; - воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - воспитание у ребёнка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; - развитие эмоций; - воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. «Речевое развитие». - Содействие развитию монологической и диалогической речи; - обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, и пр.; - овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами). «Художественно – эстетическое развитие». - Приобщение к высокохудожественной литературе; - развитие воображения; - приобщение к совместной дизайн – деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; - создание выразительного художественного образа; - организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; - обучение самостоятельному нахождению приёмов изображения, материалов. «Физическое развитие» - Согласование действий и сопровождающей их речи; - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; - выразительность исполнения основных видов движений. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссёрские игры и игры – драматизации. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из – за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы. К режиссёрским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребёнка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, которой при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх – драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Игры – драматизации с пальчиками – атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. Например - сказки «Репка», «Коза и семеро козлят», «Гуси – лебеди». Такие сказки могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Игры – драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно – ролевой игрой и являются её разновидностью Предпосылки сюжетно – ролевой игры появляются у ребёнка примерно в трёхлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5 – 6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6 – 7 лет. Сюжетно – ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно – ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно – ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведёт за собой игру. В сюжетно – ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Виды театров для всех возрастных групп 1 – я младшая группа Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. 2 – я младшая группа Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.) Средняя группа Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. Старшая группа Знакомство с куклами – марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. Подготовительная группа Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми – куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами. Гипит – деревянный стержень. Кукла – марионетка – приводится в движение с помощью крестовины (ваги), к которой на ниточках подвешивается игрушка. Куклы – люди – ребёнок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью. Кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье – маше. На бороде, прорезанный вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.
Вопросы для обсуждения
| |
Просмотров: 1010 | |
Всего комментариев: 0 | |