Вторник, 24.12.2024, 04:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

"Сюжетно - ролевая игра как средство обучения и воспитания ребенка в детском саду."

      1.Развивать игру как деятельность.

      2.Использовать игру в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

      3.Постоянно расширять знания об окружающей жизни,обогащать их впечатления.

      4.Расширять тематику детских игр,углублять их содержание,научить приобретать положительный

      социальный опыт.

      5.Научить в игре находить отражение любви взрослых к труду,дружбе,взаимопомощи и др.

Детство важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая яркая,самобытная неповторимая жизнь ,и от того как прошло детство ,кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш.           В.А.Сухамлинский.

 

 

                                                    2.

В чем же особенность сюжетно - ролевой игры?Характерезуя ее С.С.Рубинштейн подчеркнул,что это игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимоотношении ребенка со взрослыми.Ей присущи основные черты игры:эмоциональное насыщенность и увлеченность детей,самостоятельность,активность,творчество.Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий.которые обьеденены жизненно мотивированными связями.В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений,которыми связаны участники событий.

Роль - является основным стержнем сюжетно - ролевой игры.Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого.Наличие роли в игре означает,что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или инным человеком и действует в игре от его имени.Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед,как повар;делает укол,как медсестра),вступает в разнообразные отношения с другими играющими(хвалит или ругает дочку,осматривает больного и т.д.)Роль выражается в действиях,речи,мимике.

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи,при этом им придается воображаемое,игровое значение.В сюжетно - ролевой игре дети вступают в реальные организационные отнашения(договариваются о сюжете игры,распределяют роли и т.п.)В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения(например,мамы и дочки,капитаны и матросы,врача и пациента и т.п.)

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то,что ребенок начинает действовать в мысленной,а не видимой ситуации:действие определяется мыслью,а не вещью.Однако мысль в игре еще нуждается в опоре,поэтому часто одна вещь заменяется другой(палочка заменяет ложку).Особое место в деятельности ребенка занимают игры,которые создаются самими детьми,это творческие сюжетно - ролевые игры.Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования.Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры(Л.С.Выготский,С.Л.Рубинштейн,А.Н.Леонтьев, А.П.Усува и т.д.)

В других определяются особенности,место и значение дид. и подвижных игр в педагогическом процессе(Е.И.Радина,А.И.Сорокина,Е.И.Удальцова).Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей(П.А.Ветлугина,Н.П.Сакулина,Н.А.Артемова).Своеобразие содержания сюжетно - ролевой игры так же является одной из ее важнейших особенностей.Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов(Д.Б.Эльконина,П.Г.Саморуковой,Н.В.Королевой и т.д.)Показали,что основным содержанием творческих сюжетно - ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях.сюжетно - ролевая игра в своей развитой форме,как правило,носит коллективный хар - р.Это не озночает,что дети не могут играть в одиночку.Но наличие детского общества - это наиболие благоприятное условие для развития сюжетно - ролевых игр.

 

 

                                                                        3.

 

Основными особенностями сюжетно ролевой игры являются:

      1.Соблюдение правил.

       Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят,что иногда надо делать то,чего совсем

       не хочется.Осваивая в игре правила ролевого поведения,ребенок осваивает и моральные нормы,

       заключенные в роли.

      2.Социальный мотив игр.

       Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых самому разобраться в системе взрослых

       отношений.Когда игра достигает своего пика,то ребенку становится недостаточно заменять отношения

       игрой,вследствие чего зреет мотив сменить свой статус.Единственный способ,как он это может сделать -

       это пойти в школу.

     3.В сюжетно - ролевой игре идет эмоциональное развитие.Ребенок отличает игру от действительности,в

       речи детей часто  присутствуют такие слова:"как будто","понарошку и поправде".Но не смотря на это,

       игровые переживание всегда искренне.Ребенок не притворяется:мама по - настоящему любит свою дочку -

       куклу,водитель серьезно озабочен тем,удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.Психолог

       Л.С.Выготский так же отличал,что,хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации,

       чувство которые он при этом испытывает,самые настоящие.Отсюда можно сделать вывод,что игра - это

       школа чувств,в ней формируется эмоцианальный мир малыша.

     4.В ходе сюжетно - ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.Развитие замысла в

       сюжетно - ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка,с формированием его

       интересов.Некоторые игры(в "моряков","летчиков","космонавтов")продолжаются неделями,постепенно

       развиваясь.Появление длительной перспективы игры говорит о новом,более высоком этапе развития

       игрового творчества.

     5.В сюжетно - ролевой игре развивается воображение и творчество.Плановость,согласованность

       действий в длительных сюжетно - ролевых играх сочетается с импровизаций.Дети намечают общий план,

       последовательность действий,а во время игры возникают новые идеи,новые образы.Так,во время

       многодневного "морского путешествия" то один,ребенок,то другой придумывают новые интересные

       эпизоды:водалазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и

       отводили их в зоопарк и т.д.Чем дети старше и более развиты тем сложнее эпизоды.

     6.Развитие рече.

       В создании эпизода особенно велика роль слова.Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства,

       понять переживания товарищей,согласовать с ними свои действия.Развитие целенаправленности,

       способности комбинирования связано с развитием речи,со все возрастающей способностью обликать

       в слова свои замыслы.

      Л.С.Выготский доказывал,что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи.

      Особенно заметна роль слова в режиссерских играх,где ребенок не берет на себя роли,как в обычной

      игре,а передвигает,говорит за них элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами."Мама" говорит

      и действует и за себя,и за свою дочку - куклу.

 

                                                                                   4.

                 Виды сюжетно - ролевых игр.

    1.Игры на бытовые сюжеты:"в дом","семью","праздники","дни рождения".В этих играх большое место

      занимают игры с куклами,через действия с которыми дети передают то,что знают о своих сверстниках,

      взрослых,их отношениях.

    2.Игры на производственные темы  и общественные,в которых отражается труд людей.Для этих игр темы

     берутся из окружающей жизни (школа,магазин,библиотека,почта,парикмахерская и т.д.)

   3.Игры на геройско - патриотические темы,отрожающие героические подвиги нашего народа(герои войны,

     космонавты и т.д.)

    4.Игры на темы литературных произведений,кино,теле - и радиопередачи:в "моряков" и "летчиков", в "Зайца

      и Волка","Крокодила Гену и Чебурашку"(по соз - нию мультфильмов) и т.д.В этих играх дети отражают

     целые эпизоды из литературных произведений,подражая действиям героев,усваивая их поведение.

   5.Режиссерские игры,в которых заставляет говорить,выполнять разнообразные действия кукал.Участники

    игры заранее продумывают сценарий,в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок

    рассказов или собственной жизни.

 

                                                                                  5.

 

                                    Уровни развития сюжетно - ролевой игры.

Первый этап.Основным содержанием игры являются действия с предметами.Они осуществляются в опред.

послед - ти,хотя она часто нарушается.Цепочка действий носит сюжетный характер.Основные сюжетно - бытовые.Самостоятельная игра кратковременна.

Второй этап основное сод - ние игры - действие с предметом.Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью.Последовательность действий становится правилом.Основные сюжеты - бытовые.В игре уже играют 2 -3 человека.

Третий этап.Основное содержание игры - так же действия с предметами,направленными на установление

разнообразных контактов с партнерами по игре.Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явлений.

Четвертый этап.Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.Тематика игр может быть разнообразной.Игры носят совместный,коллективный характер.В игре вовлекаются до 5 - 6 человек.Вышеперечисленные уровни отражают развитие сюжетно - ролевой игры,однако в конкретной возрастной группе сюжетные уровни существуют.

 

 

                                                                                 6.

              Условие и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников.

Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения зависит от приобретения знаний и умений,от воспитания интересов.В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка,при этом можно наблюдать,что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры,выполняемой роли,от взаимоотношений с товарищами.

     Многие отечественные и зарубежные психологи считают,что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше,чем он сам.Поэтому прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

                         Задачи руководства сюжетно - ролевыми играми :

1.Развитие игры как деятельности;

2.Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

 

Развитие игры как деятельности озночает расширение тематики детских игр,углубление их содержания.В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт,вот почему необходимо,чтобы в ней находили отрожение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомащь и т.д.

Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное значение.

Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желании своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.Немаловажным для развития сюжетно - ролевой игры является педагогически правельный подбор игрушек и игровых материалов, что создает"материальную основу" игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Расмотрим некоторые моменты канцепции Н.Я.Михайленко о формулирований сюжетной игры в дошкольном детстве.В ней говорится, что развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит его, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

 

Н.Я.Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

1 этап (1.5 - 3 г.) воспитатель, развертывая игру, делает особый акцент на игровой действии с игрушками.

2 этап (3 - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое воздействие, переходить в игре от одной роли к другой.

3 этап (5 - 7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

 

Особенность формирования игровых умений заключается в том, что взрослый здесь не воспитатель, а равный партнер: он как занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

 

Рассмотрим основные маменты методики приминения сюжетно - ролевой игры.

1.Выбор игры, которую воспитатель включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

2.Педагогическая разработка плана игры.Начальный этап педагогического конструирования длительной игры - наметки ее сюжета, определение игровых ролей и нанашение их конкретным содержанием.Важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3.Ознакомление детей с планом игры и совместная ее доработка (старшая и подготовительная группа ).

4.Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начало творческой сюжетно - ролевой игры.

5.Распределение ролей.

6.Начало игры.

   Очень важно создать интересную игровую ситуацию.

7.Сохранение игровой ситуации.Вот некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

 

1)Взрослый организатор игры обязон задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминалогию ("Есть, товарищ командир!")

2)Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3)Все меры педагогического воздействия на детей - требования, поощрения, наказания - воспитатель должен осуществлять в игровом ключе, не разрушать воображаемой ситуации.

4)В ходе длительной сюжетно - ролевой игры целессообразно включать развернутые творческие игры.Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе длительной сюжетно - ролевой игры можно организовать коллективное соревнование между небольшими группами детей.Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

6)Завершение игры.

Игра всегда расчитана воспитателем на определенный промежуток времени в течение которого дети упражняются в выполнении воспитательных форм поведения.

Чтобы у детей не было огорчения, разробатывая плане игры нужно заранее наметить предпологаемую концовку.Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызывало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

 

                                                                             7.

                          В содружестве с семьей ("Гармонии")

1.Игровой уголок дома (лекция).

2.Игры с детьми дома (лекция).

3.Участие родителей в жизни группы.

4.Кружки с детьми по поделкам.

 

                                                                             8.

                                                    Заключение.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно - ролевыми играми детей, необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.Большое внимание необходимо уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Следует помнить, что планированию подлежит деятельность воспитателя по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Для повышения воспитательной эффективности сюжетно - ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты.В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

В завершение процитирую образное высказывание Т.Брюс.профессора Лондонского Университета, достаточно полно выражающее необходимость грамотного руководства и тщательной организации игр дошкольников:" Игра похожа на резервуар наполненный водой.Чем глубже резервуар, тем больше воды может в нем поместится и тем больше ее может быть использовано в периоды засухи

Категория: Мои статьи | Добавил: Semiletova (24.01.2016)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: