Главная » Статьи » Мои статьи |
Экологическая образовательная программа «Будь природе другом» предназначена для формирования осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, для ознакомления детей с природой в основе которого должен лежать экологический подход. Учить детей видеть ' мир в его живых красках и образах, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором * человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения, ч Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. * Образовательная программа «Окно в мир» учит детей любить и уважать природу, защищать ее. «Рыбе - вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», - так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к этому месту, где живешь, развивающая элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях. Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. * Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически * грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают «так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной - практической деятельности по охране природы родного края. Программа «Будь природе другом» предназначена для работы с детьми пяти - шести лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, * построена на принципах и подходах развивающего и направлены на развитие * личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, * видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления я, творческих способностей. Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого - географических и национально - культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. Рабочая программа спланирована с использованием следующих образовательных областей: Социально-коммуникативное; Познавательное развитие; Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое. Задачи программы: 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе 6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку. Принципы и подходы: Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на социально - организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтении книг, изобразительных и музыкальных занятий и др, большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, игр и т. д. Для реализации программы «Будь природе другом» предусматриваются следующие принципы: системность, сезонность, возрастная адресность, интеграция, координация деятельности педагога. Планируемые результаты освоения программы:. Целевые ориентиры: К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых. Предполагаемые результаты: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Саратова и Саратовской области. 2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки. 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года. 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы. 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение. 9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка) . 10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы. 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: - Все живые организмы имеют равное право на жизнь. - В природе все взаимосвязано. - В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. 13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. 14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей. 15. Будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Содержательный раздел: Задачи образовательной направленности: Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения. Уточнять, усугублять и систематически укреплять знания о живой и неживой природе. Развивать воображение, фантазию и логическое мышление. Познакомить с Красной книгой. Задачи воспитательной направленности: Формировать бережное и ответственное отношение к природе. Формировать эмоционально — доброжелательное отношение к миру природы, живым существам в процессе общения с ним. Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка. Формировать умение создать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе. Развивать ответственное бережное отношение к домашним животным, к местным богатствам. Воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей (земледельцы, животноводы, трактористы) . Формировать понятие о себе, как о жителе Земли, от которого зависит жизнь всего живого. Задачи развивающей направленности: Развивать интерес и любовь к родному краю, умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации. Формировать эстетическое отношение к окружающей деятельности. Учить отражать свое отношение к миру природы. Показать, как мастера народного декоративно - прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни, и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Во время обучения по программе используются следующие виды занятий: - групповые; - коллективные; - индивидуальные. Методы: - объяснительно - иллюстративный; - репродуктивный; - дедуктивный; - опыты и экспериментирование; - интегрированные занятия; - просмотр видеофильмов и телепередач; - прохождение экологического маршрута. Учебно - тематический план № Тема Количество п/п часов 1. Вводное занятие 1 2. Родная природа 9 3, Волшебница — вода 6 4. Свет, тепло, воздух 8 5. Живое - неживое 5 6. Камни, песок, глина, почва 8 7. Растения 9 8. Животные 9 9. Планета Земля 8 10. Поможем природе 8 11. Итоговое занятие Итого 72 часа Содержание: 1. Вводное занятие. Знакомство с экологическим классом, краткая характеристика целей и ' задач экологического воспитания. 2. Родная природа. Разнообразие природы (погода, водоемы, поля, леса). Знакомство с растительным и животным миром родных мест. Знакомство с картой края. 3. Волшебница - вода. Вода в природе: осадки, водоемы. Три состояния воды: жидкая, пар, лед. ^ Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. 4. Свет, тепло, воздух. Значение света, тепла и воздуха в жизни человека и других жив; организмов. роль ветра в природе. Источники загрязнения воздуха: автомобили, заводы и т. д. Роль солнца в жизни всего живого. 5. Живое - неживое. Понятие «живое» (на примере комнатных растений и аквариумных рыбок) . Понятие «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнение по характерным признакам (живет, растет, питается^! размножается) . 6. Камни, песок, глина, почва. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Свойства камней: твердые, не рассыпаются. Свойства почвы: «живая» земля, служит для роста растений. Использование их в жизни человека. ^ 7. Растения. Характерные признаки деревьев, кустарников, травы. Обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться, стебель, чтобы, доставлять питательные вещества из земли другим органам и т. д.) Правила ухода за растениями. Роль растений в жизни человека. 8. Животные. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, ЗС «5 рыб. Их отличительные черты. Размножение животных на примере 1 - 2 видов. Воспитание бережногоЗС отношения к животным. Помощь животным, оби тающим рядом с нами. 9. Планета Земля. * Знакомство с планетой земля. Знакомство с глобусом. Разнообразие климата на Земле. Мифы о сотворении Земли. ^ Ю. Поможем природе. ^ Отношение современного человека к природе. Вымершие животные. ^ Красная книга, создание заповедников, соблюдение мер охраны^ •{г- Природы. 11. Итоговое занятие Работа с родителями: Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. 1. Организация выставки поделок из природного материала ”Что нам осень принесла” 2. Совместная экскурсия в лес (родители, дети, воспитатель) 3. Тематические родительские собрания. 4. Акция “Чистый водоём”(совместно с сотрудниками дет. сада, родителями, школьниками и жителями села) . 5. Ежемесячное обновление наглядного материала по экологии в родительском уголке группы. 6. Сезонные праздники, развлечения. 7. Конкурсы, выставки. Организационный раздел: Литература: 1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 2 .П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой». 3. Л. Н. Павлова «Знакомить малыша с окружающим миром». 4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Природоведческая викторина (загадки о природе, вопросы, ответы на них, чтение стихов и т. д.) . 5. А. Д. Каменева «Мир природы и ребенок». 6. М. В. Лукич «Детям о природе». 7. Е. И. Зотова «Знакомим дошкольников с миром животных». 8. Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» +азбука природы в подвижных играх, стихах, загадках, считалках. Развивающая предметная среда: 1. Комната экологии, 2. Лабораторию для проведения опытов. 3. Комната релаксации с комнатными растениями, 4. Комната с техническим.оснащением для просмотра фильмов, слайдов, презентаций о природе. 5. Музыкальный зал. 6. Физкультурный зал. 7. Ландшафты в коридорах и холлах. 8. Цветник. 9. Уголок природы. 10 Экологическая тропа. Краткая презентация программы: Программа «Будь природе другом» предназначена для работы с детьми пяти - шести лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, * построена на принципах и подходах развивающего и направлены на развитие * личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, * видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления, творческих способностей. Программа составлена с учётом ФГОС ДО по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
| |
Просмотров: 2502 | |
Всего комментариев: 0 | |