Вторник, 24.12.2024, 20:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа с учётом ФГОС до по экологическому воспитанию «Будь природе другом»

Экологическая образовательная программа «Будь природе другом» предназначена для формирования осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, для ознакомления детей с природой в основе которого должен лежать экологический подход. Учить детей видеть ' мир в его живых красках и образах, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества.

Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором * человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения, ч Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. * Образовательная программа «Окно в мир» учит детей любить и уважать природу, защищать ее. «Рыбе - вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», - так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к этому месту, где живешь, развивающая элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.

Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. * Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически * грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают «так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной - практической деятельности по охране природы родного края.

Программа «Будь природе другом» предназначена для работы с детьми пяти - шести лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, * построена на принципах и подходах развивающего и направлены на развитие * личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, * видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления я, творческих способностей.

Программа содержит базовый материал и характеризуется с учетом местных условий: эколого - географических и национально - культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.

Рабочая программа спланирована с использованием следующих образовательных областей:

Социально-коммуникативное;

Познавательное развитие;

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое.

Задачи программы:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Принципы и подходы:

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на социально - организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтении книг, изобразительных и музыкальных занятий и др, большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, игр и т. д.

Для реализации программы «Будь природе другом» предусматриваются следующие принципы: системность, сезонность, возрастная адресность, интеграция, координация деятельности педагога.

Планируемые результаты освоения программы:.

Целевые ориентиры:

К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края.

Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых.

Предполагаемые результаты: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Саратова и Саратовской области.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка) .

10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

- В природе все взаимосвязано.

- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. Будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Содержательный раздел:

Задачи образовательной направленности:

Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения.

Уточнять, усугублять и систематически укреплять знания о живой и неживой природе.

Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.

Познакомить с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности:

Формировать бережное и ответственное отношение к природе.

Формировать эмоционально — доброжелательное отношение к миру природы, живым существам в процессе общения с ним.

Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа.

Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка.

Формировать умение создать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе.

Развивать ответственное бережное отношение к домашним животным, к местным богатствам.

Воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей (земледельцы, животноводы, трактористы) .

Формировать понятие о себе, как о жителе Земли, от которого зависит жизнь всего живого.

Задачи развивающей направленности:

Развивать интерес и любовь к родному краю, умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации.

Формировать эстетическое отношение к окружающей деятельности.

Учить отражать свое отношение к миру природы.

Показать, как мастера народного декоративно - прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни, и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Во время обучения по программе используются следующие виды занятий:

- групповые;

- коллективные;

- индивидуальные.

Методы:

- объяснительно - иллюстративный;

- репродуктивный;

- дедуктивный;

- опыты и экспериментирование;

- интегрированные занятия;

- просмотр видеофильмов и телепередач;

- прохождение экологического маршрута.

Учебно - тематический план

№ Тема Количество

п/п часов

1. Вводное занятие 1

2. Родная природа 9

3, Волшебница — вода 6

4. Свет, тепло, воздух 8

5. Живое - неживое 5

6. Камни, песок, глина, почва 8

7. Растения 9

8. Животные 9

9. Планета Земля 8

10. Поможем природе 8

11. Итоговое занятие

Итого 72 часа

Содержание:

1. Вводное занятие.

Знакомство с экологическим классом, краткая характеристика целей и

' задач экологического воспитания.

2. Родная природа. Разнообразие природы (погода, водоемы, поля, леса). Знакомство с растительным и животным миром родных мест. Знакомство с картой края.

3. Волшебница - вода.

Вода в природе: осадки, водоемы. Три состояния воды: жидкая, пар, лед. ^ Круговорот воды в природе.

Использование воды человеком.

4. Свет, тепло, воздух.

Значение света, тепла и воздуха в жизни человека и других жив; организмов. роль ветра в природе.

Источники загрязнения воздуха: автомобили, заводы и т. д. Роль солнца в жизни всего живого.

5. Живое - неживое.

Понятие «живое» (на примере комнатных растений и аквариумных рыбок) .

Понятие «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнение по характерным признакам (живет, растет, питается^! размножается) .

6. Камни, песок, глина, почва.

Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Свойства камней: твердые, не рассыпаются. Свойства почвы: «живая» земля, служит для роста растений. Использование их в жизни человека. ^

7. Растения. Характерные признаки деревьев, кустарников, травы.

Обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться, стебель, чтобы, доставлять питательные вещества из земли другим органам и т. д.) Правила ухода за растениями. Роль растений в жизни человека.

8. Животные. Разнообразие животного мира.

Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, ЗС «5 рыб. Их отличительные черты.

Размножение животных на примере 1 - 2 видов. Воспитание бережногоЗС отношения к животным. Помощь животным, оби тающим рядом с нами.

9. Планета Земля. * Знакомство с планетой земля.

Знакомство с глобусом. Разнообразие климата на Земле. Мифы о сотворении Земли. ^ Ю. Поможем природе. ^

Отношение современного человека к природе. Вымершие животные. ^ Красная книга, создание заповедников, соблюдение мер охраны^ •{г- Природы.

11. Итоговое занятие

Работа с родителями:

Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

1. Организация выставки поделок из природного материала ”Что нам осень принесла”

2. Совместная экскурсия в лес (родители, дети, воспитатель)

3. Тематические родительские собрания.

4. Акция “Чистый водоём”(совместно с сотрудниками дет. сада, родителями, школьниками и жителями села) .

5. Ежемесячное обновление наглядного материала по экологии в родительском уголке группы.

6. Сезонные праздники, развлечения.

7. Конкурсы, выставки.

Организационный раздел:

Литература:

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

2 .П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой».

3. Л. Н. Павлова «Знакомить малыша с окружающим миром».

4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Природоведческая викторина (загадки о природе, вопросы, ответы на них, чтение стихов и т. д.) .

5. А. Д. Каменева «Мир природы и ребенок».

6. М. В. Лукич «Детям о природе».

7. Е. И. Зотова «Знакомим дошкольников с миром животных».

8. Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» +азбука природы в подвижных играх, стихах, загадках, считалках.

Развивающая предметная среда:

1. Комната экологии,

2. Лабораторию для проведения опытов.

3. Комната релаксации с комнатными растениями,

4. Комната с техническим.оснащением для просмотра фильмов, слайдов, презентаций о природе.

5. Музыкальный зал.

6. Физкультурный зал.

7. Ландшафты в коридорах и холлах.

8. Цветник.

9. Уголок природы.

10 Экологическая тропа.

Краткая презентация программы:

Программа «Будь природе другом» предназначена для работы с детьми пяти - шести лет и организует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, * построена на принципах и подходах развивающего и направлены на развитие * личности ребенка, умении сравнивать и обобщать собственные наблюдения, * видеть красоту окружающего мира, на совершенствование логического мышления, творческих способностей. Программа составлена с учётом ФГОС ДО по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Semiletova (01.06.2015)
Просмотров: 2502 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: