ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагога с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия, взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, что будет способствовать сплочению и эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родители – главные воспитатели своих детей. Дошкольное учреждение может только помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Во всех случаях современным родителям нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Взаимодействие педагогов с семьей воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Программа взаимодействия с семьями воспитанников составлена с учетом основной общеобразовательной программы ДОУ. Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Давайте жить дружно» разработана на один год. Для средней группы от 3 до 5 лет.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Цель. Заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особенную роль в развитии малыша. Создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и семьи; вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
• Познакомить родителей с особенностями образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС;
• Формировать представление родителей о сфере педагогической деятельности;
• Познакомить с возрастными особенностями детей 3- 5 лет;
• Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников;
• Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
• Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми;
• Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
• Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Программа взаимодействия с родителями направлена:
• Обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей его деятельность;
• Организация работы с коллективом родителей;
• Индивидуально-педагогическая помощь;
• Использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;
• Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность: участие в праздничных, оздоровительных мероприятиях; детских творческих конкурсах;
• Оказание посильной помощи ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:
- о специфике работы с детьми 3 – 5 лет;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС;
- о возрастных результатах детей 3 – 5 летнего возраста.
2. Владеют практическими навыками и умениями в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Принимают активное участие в деятельности группы и детского сада.
4. Активно посещают творческую мастерскую совместно со своим ребёнком и предоставляют поделки и рисунки на конкурсы детского сада и группы различной тематики, а также принимают активное участие в детских Международных и Всероссийских конкурсах.
Основные принципы программы:
• Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
• Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Структура
Ресурсное и методическое обеспечение
Ресурсное обеспечение:
• Подбор литературы;
• Подбор наглядного материала;
• Семейные фотографии;
• Фотоаппарат, магнитофон, компьютер, ТСО, DVD, диски для просмотра мероприятий;
• СМИ, интернет.
Методическое обеспечение:
• Электронные презентации деятельности детей в детском саду;
• Выставки творческих работ «Мама посмотри»;
• Стенд «Островок детства» (Достижения детей);
• Стенд «Мой любимый детский сад» (Режимные моменты);
• Стенд «В содружестве с семьёй» (Консультации, полезные советы).
• Уголок поздравлений, стенгазеты на различную тематику;
• Ежемесячные выставки конкурсных работ творческой мастерской.
Формы взаимодействия с семьёй
• Мониторинг базы данных на ребенка и его семью. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в ДОУ и его семье (социальный паспорт семьи);
• Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников;
• Консультации, рекомендации, полезные советы для родителей по проблемам воспитания дошкольников;
• Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ;
• Работа родительского комитета, совместное планирование и организация его деятельности;
• Совместная деятельность педагога с родителями над образовательными и творческими проектами;
• Организация и проведение развлечений и праздников;
• Участие родителей в педагогическом процессе;
• Тетрадь отзывов и предложений;
• Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды;
• Творческая мастерская с привлечение родителей совместно с детьми и педагогом;
• Тематические встречи, пятнадцатиминутки;
• Телефон горячей линии;
• Почтовый ящик обратной связи;
• Тесты, опросы, анкетирование;
• Родительское собрание с привлечением детей и специалиста, заседание круглого стола, семинар – практикум, мастер – класс, дискуссии, индивидуальные беседы;
• Привлечение родителей совместно с детьми к участию в различных детских тематических творческих конкурсах детского сада, группы, а также в Международных и Всероссийских конкурсах.
Инновационность программы
Формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, который характеризуется доверительными отношениями педагога с родителями и помогает корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делает педагог, авторитет педагога среди родителей. Установка доверительных отношений с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье; родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду, устранить формализм при организации работы с семьей. Установить партнёрские отношения между родителями и педагогом. Сблизить детей и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, и нравственно здоровой личности.
|