Вторник, 24.12.2024, 19:09
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

НОД "Его величество уголь"

 

ЦЕЛЬ. Создать условия для развития поисково – познавательной деятельности. Развивать способность видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину, уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять кругозор.

            ЗАДАЧИ:

            - Систематизировать знания детей об угле – основном богатстве Кузбасса: его происхождении, значении для посёлка, района, области, страны.

             - Расширять представление о труде шахтёров, о разных способах добычи угля (подземном и открытом), о механизмах, которые используются при добыче угля.

 - Активизировать словарь (угольный карьер, угольный комбайн, экскаватор, БелАЗ, взрывник, инженер, буровик, добыча, угольные пласты).

            Интеграция: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение, продуктивная.

            Материал и оборудование: флаг Кузбасса, герб города Анжеро - Судженска; коллекция природных материалов и атрибуты для макета угольного разреза.

 

                    СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

  1. Пригласить детей рассмотреть коллекцию полезных ископаемых Кузбасса, флаг Кузбасса и герб города Анжеро - Судженска.

      Воспитатель. Дети, нам очень повезло: мы живём в одной из самых богатых областей нашей страны. Как называется наш край? (Кузбасс, Кемеровская область.) Как называется наш город? (Анжеро – Судженск)

            Дети рассматривают флаг Кузбасса, герб города Анжеро – Судженск. Объяснить их символику. Затем дети рассматривают полезные ископаемые Кузбасса.

            Воспитатель. Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй.

            Дети отгадывают загадки и находят предметы – отгадки среди образцов коллекции.

   И липка, и жирна, и мягка,

   А посуда из неё крепка!

   (Глина.)

   Горит, да не солнце,

   Чёрен, да не ночь,

    Твёрдый, да не камень.

    На весь мир славен!

    (Уголь.)

   Этот камень давно славен.

   Расплавь его – и железо твоё.

   (Железная руда.)

   Он и жёлтый, и сыпучий,

   Во дворе насыпан кучей.

   Можешь ты его копать

   И в ведёрко насыпать.

   (Песок.)

   Из него медали льют

   И за подвиг, и за труд.

   И колечки, и серёжки,

   Часики, браслеты, брошки.

   (Золото.)

            Воспитатель. Скажите, какие ещё полезные ископаемые добывают в Кузбассе?

            Дети называют минералы (бурый уголь, агат, кварц, холцедон, мел, тальк)  и показывают их образцы в коллекции.

2 Воспитатель. Посмотрите, а уголёк – то наш ожил . Я думаю, Уголёк нам может рассказать  много интересного. (В группе появляется  «Уголёк»)

            Уголёк.

   Я – чудесный уголёк.

   Чёрный у меня бочок.

   Ярко я в печи горю,

   Людям всем тепло дарю!

            Ребята, вы меня узнали? (Да.) Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в дом – затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!

            Попаду на электростанцию, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают, и побежит по трубам горячая вода, а по проводам – электричество. Станет в ваших домах тепло и светло. Больницы, детские сады, школы согреваю тоже я.

             Попаду на металлургический завод, растоплю железную руду, выплавлю из неё сталь. А потом мастера сделают из неё рельсы для поездов, краны строительные, машины и многое другое.

            И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола – очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!

            Воспитатель. Молодец, Уголёк! Но без помощи людей не выбраться тебе из земли.

             Уголёк.  Ребята, знаете ли вы, кто мне помогает выйти на поверхность? Помогают мне люди, которые работают в шахте, на угольных разрезах. Это – буровики, взрывники, бульдозеристы, экскаваторщики, шофёры, инженеры.

            Ребёнок.

   Горняцкий труд, рифмуется с горой,

   С могучей экскаваторной стрелой,

   С вагонами, дышащими углём,

   С отвалами, с дымком и сединой.

   С БелАЗами, ревущими в пути,

   С бульдозером, ровняющим поля,

   Чтоб вновь цветущею была земля.

             Уголёк.  Да, много людей разных профессий трудятся на шахтах и угольных разрезах. Но добывают уголь шахтёры – люди трудной и почётной профессии! Кто из вас, когда вырастет, хочет стать шахтёром? (Ответы детей.)

            Дети образуют круг. Проводится физкультминутка.

   Уголь в земле глубоко залегает.

   (Делают три приседания.)

   В шахтах его горняки добывают.

   (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)

  На смену в забой шахтёрам пора

  Уголёк – антрацит поднимать на гора.

  (Выполняют наклоны вправо – влево.)

  Шахтёры, шахтёры на смену идут,

 (Маршируют на месте.)

   Нелёгок, но очень почётен их труд.

   (Поднимают руки через стороны вверх.)

              Уголёк.  А знаете ли вы стихи о трудной и почётной профессии шахтёра?

            Первый ребёнок.

   На трудовую вахту

   Шахтёр поедет в шахту.

   И домнам, и заводам

   Доставит в нужный срок

   Шахтёрскую добычу –

   Отборный уголёк!

            Второй ребёнок.

   Да здравствуют наши шахтёры,

   Отважный и дружный народ.

   Добытчики чёрного солнца,

   Проходчики горных пород!

  1. Дети смотрят иллюстрации « угольных разрезов».        Воспитатель. Посмотрите, какие огромные угольные пласты! Вы знаете, что уголь  чёрный. Почему же в некоторых местах угольный разрез не чёрного цвета? (В угольных разрезах среди пластов угля встречаются другие горные породы: глина, песок.)
  2. Воспитатель.

Давайте сделаем для нашей группы, в уголок природы, макет угольного разреза.

Дети садятся за столы и приступают к работе: соединяют куски пластилина чёрного (уголь), коричневого (глина), жёлтогоцвета (песок). Закрепляюткаждый слой крупинками песка. Затем соединяют всё в общую композицию, сверху насыпают слой земли, дополняют макет моделями машин, фигурками людей.

 

  1. Рефлексия.

Уголёк. «Какой замечательный угольный разрез вы смастерили!». Рассматривая его, другие дети смогут представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. За славный труд примите мои подарки.

Уголёк раздаёт детям сладости.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Semiletova (10.09.2014)
Просмотров: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: