Суббота, 18.05.2024, 09:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для изучения интегративной области «Познание» в средней группы

Конструирование

  * Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада.

      * Рассматривание альбомов с красочными иллюстрациями архитектурных сооружений, слайды с архитектурными сооружениями, художественная литература об архитектуре.

  • На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, различные тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
  • Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали ( куб, кирпичик, треугольник, пластина, цилиндр, конус). Учить использовать их с учётом конструктивных свойств.

«Модель детского сада», «Двухэтажный дом и одноэтажный» и т.д.

Развивать представления об архитектурных формах.

  • Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
  • Развивать умение самостоятельно изменять постройки, соблюдать заданный воспитателем принцип кострукции.
  • Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
  • Учить приёмам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист  пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали «Книжка», «Бумажная лягушка», «Стаканчик», «Дерево» и т.д.
  • Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы.

 

Познание (формирование целостной картины мира).

  • Наблюдения за сезонными явлениями. Учить наблюдать за изменениями в природе, устанавливать причинно – следственные связи; описывать времена года по картинке.
  • Знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны
  • Познакомить с названиями овощей, местами их выращивания; учить описывать овощи, развивать логическое мышление. Использовать дидактические игры: «Узнай и назови», «Определи на вкус», загадывание и разгадывание загадок», лото «Овощи – фрукты».
  • Познакомить с названиями фруктов, уметь описывать фрукты, сравнивать; развивать логическое мышление. Использовать дидактические игры: «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Определи на вкус», загадывание и разгадывание загадок о фруктах.
  • Семья. Учить правильно определять членов семьи по фото,  изображать характерные черты их внешности в рисунке, рассказывать о них;  соотносить предметы по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным.
  • Учить сравнивать природу;  замечать изменения в природе; описывать погоду. Учить замечать красоту природы.
  • Мебель. Познакомить с названиями мебели и её составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель. Использовать дидактическую игру «Устроим кукле комнату».
  • Деревья. Познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; учить с любовью относиться к растениям.
  • Посуда. Познакомить детей названиями посуды, её назначением. Учить описывать посуду, её составные части; из какого материала она изготовлена. Классификация посуды (чайная, столовая т.д.)
  • Профессии. Познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии. Развивать мышление, внимание, учить рассказывать о профессии.
  • Транспорт. Познакомить детей с различными видами транспорта: наземный, воздушный, водный. Его назначение, составные части, учить сравнивать и описывать транспорт, специфические особенности строения машины.
  • Правила дорожного движения. Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. Использование: дидактическая  игра: «Светофор», сюжетно – ролевая игра:  «Шофёр»; чтение художественной литературы: «Дядя Стёпа» С.Михалкова; подвижная игра: «Цветные автомобили»; загадывание и отгадывание загадок о  светофоре.
  • Одежда. Обувь. Головные уборы. Познакомить с названиями предметов верхней одежды, обуви, головных уборов; учить сравнивать предметы одежды; познакомить с составными частями предметов; учить классифицировать предметы одежды, обуви, головных уборов; развивать мышление. Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Использование дидактической игры «Одень куклу на прогулку»; сюжетно – ролевая игра «Магазин одежды».
  • Книги. Дать представление о книге, различие её по содержанию, о значении книги в жизни человека; развивать творческие способности, дикцию. Сюжетно – ролевые игры:  «Библиотека», «Школа», «Детский сад».
  • Дикие животные, Домашние животные. Знакомить с названиями животных, местом их обитания, учить сравнивать; развивать мышление, навыки передавать характерные черты. Учить сравнивать животных, описывать их; развивать мышление. Использование дидактических игр: «Узнай и назови», «Чудесный мешочек», «Найди отличия», «Кто как кричит?», «Кто, где живёт?», «Кто, что ест?», загадывание и отгадывание загадок о животных.
  • День защитника Отечества. Уточнить представления детей о нашей армии; познакомить с родами войск; военными профессиями, военной техникой (танк, пулемёт,  автомат). Использовать альбом с красочными иллюстрациями с изображением Российской армии, военной техники, слайды, художественная литература.
  • Цветы. Познакомить детей с названиями цветов, их строением; учить описывать цветы, сравнивать. Закрепить знания о садовых и полевых цветах. Выращивание цветочной рассады, уход, посадка в клумбы. Использовать дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Собери букет».
  • Насекомые. Познакомить с названиями насекомых, их особенностями; научить отличать характерные черты строения насекомых. Учить рассказывать о насекомых, развивать мышление внимание
  • Знакомство с классом пресмыкающихся (ящерица, черепаха), внешним видом и способами передвижения ящерицы, развивать интерес к животному миру, воспитывать бережное отношение к природе.
  • Комнатные растения. Названия комнатных растений, уход за растениями; польза для человека. Использование дидактических игр: «Узнай по описанию», «Укрась комнату растениями».
  • Моя страна. Мой город (посёлок). Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы.
  • Москва. Звезда Кремля. Познакомить с городом Москва. Использование показа слайдов о Москве, чтение стихов, беседа.
  • Ягоды. Познакомить с названиями ягод;  учить сравнивать ягоды по цвету, размеру, учить описывать ягоды; чем отличаются лесные ягоды от садовых. Использование дидактических игр: лото «Ягодка», «Узнай по вкусу», «Найди отличия».
  • Грибы. Познакомить с внешним видом съедобных и несъедобных грибов; учить описывать грибы, различать характерные признаки грибов. Использовать дидактические игры: «Грибок полезай в кузовок», «Найди отличия», загадывание и отгадывание загадок о грибах.

 

Познание (формирование элементарных математических представлений).

  • Геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, цилиндр, конус, овал. Использование игр: «Какой формы?», игра «Геометрическая мозаика», «Дорисуй фигуру», «Найди похожий предмет», «На что это похоже?», «Собери домик из геометрических фигур», «Из каких геометрических фигур этот рисунок?», «Чудесный мешочек», «Дорисуй фигуру».

На прогулке можно спросить, на какую геометрическую фигуру похож этот дом или предмет?При рассматривании картинок овощей, фруктов, дети отвечают на вопрос «На какую геометрическую фигуру похож этот овощ или фрукт?». В конструировании из строительного материала различных построек, хорошо закреплять знания детей о геометрических фигурах.

 

  • Пространственные представления  включают в себя  определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

У детей часто наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». Кроме того, дети испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький»(«широкая река – большая река», «тонкий стебелёк – маленький стебелёк).

Если ребёнок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то в дальнейшем ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги.

Желательно чаще спрашивать ребёнка о том, что он видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках.Важно чтобы дети чаще употребляли в своей речи слова «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».Для того, чтобы проверить, могут ли дети правильно назвать части своего тела, можно попросить детей назвать и нарисовать геометрические фигуры, затем спросить, что бывает круглым, овальным и т.д.

Вокруг нас много предметов, которые отличаются не только по форме, но и самыми разными признаками. Попросить детей отыскать такие предметы и сравнить их, употреблять точные прилагательные (высокий – низкий, длинный – короткий, лёгкий – тяжёлый).Определять положение предметов относительно ребёнка: что находится справа, слева от него, впереди, сзади.

  • Форма, цвет, величина. Важнейшим показателем развития и необходимым фундаментом дальнейшего обучения детей являются их знания и представления о предметах и явлениях  окружающего мира. Запас и качество необходимых знаний детей зависят непосредственно от уровня развития их восприятия и сформированности обобщённых представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине и других, так называемых сенсорных эталонах.

С детьми важно как можно больше разговаривать на «детские темы», предлагать задания на развитие мышления и речи, игры.

Игра: «Какой формы?», «Геометрическая мозаика», «Чьи игрушки?»,«Помоги бабочкам спрятаться», «Расставь по порядку», «В чём отличие?»

  • Что должны знать дети о времени. Времена года.  Использование дидактических игр: «Найди отличия», «Узнай по описанию», загадывание и отгадывание загадок о сезонных явлениях, наблюдения на прогулке.
  • Месяцы. Рассказать детям о том, как называются зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Какие изменения происходят в природе от месяца к месяцу. Загадывание и отгадывание загадок о сезонных явлениях. Рассматривание картин «Времена года», Фильмы  на дисках -  уроки тётушки Совы «Времена года», дидактические игры : «Узнай по описанию», «Что изменилось?».
  • Части суток. Поиграйте в игру «Путаница»
  • Режим дня.  Вместе с детьми составить режим дня, а для наглядности наклеить или нарисовать картинки с изображением различных действий.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Semiletova (14.08.2014)
Просмотров: 596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: