Главная » Статьи » Мои статьи |
Начну с того, что если под «расторможенностью» понимается гиперактивность (точный диагноз может поставить врач, то с одной стороны, можно утешаться, что это состояние обычно к подростковому возрасту проходит. С другой стороны, у гиперактивного ребенка к этому возрасту часто ухудшается характер из-за неосуществимости для него требований взрослых в школе и дома, наказаний, сложностей в общении. Поэтому эти дети требуют к себе повышенного внимания. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер: 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «положительной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи, что поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 2. Сторонитесь повторений слов «нет» и «нельзя». 3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. 4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 5. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. 6. Избегайте по возможности больших скоплений людей. 7. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. 8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прибегая к физическим нагрузкам. 10. Всегда учитывайте недостатки поведения ребенка. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит педагогам. Выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений педагога с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой (Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская) . Рекомендации педагогам: 1. Работу с гиперактивным ребенком строить строго индивидуально, основное внимание уделяя отвлекаемости и слабой организации деятельности. 2. По возможности игнорировать вызывающее поведение ребенка и поощрять его хорошее поведение. 3. Ограничивать до минимума отвлекающие факторы. 4. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью к учителю. 5. Урок строить по четко распланированной, стереотипной схеме. 6. Научить пользоваться специальным дневником или календарем. 7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске. 8. Определять временной промежуток на выполнение задания. 9. Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. 10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки». Гиперактивные дети – «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (М. Paттep). Взаимодействие с такими детьми – сложный, систематический, упорный и кропотливый труд. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. Хочется напомнить лишь общие рекомендации: 1. Помните о значимости физической нагрузки (плавание, легкая атлетика, командные игры - футбол, хоккей и т. д.) 2. Уравновешенный режим дня, за соблюдением которого должны следить взрослые, не допуская по-возможности переутомления и перевозбуждения (каждый день в одно время едим, делаем уроки, гуляем, играем, ложимся спать). 3. Перед сном хороши прогулки, успокаивающие ванны, совместное тихое времяпровождение. 4. Воспитание и обучение навыкам саморегуляции, расслабления. 5. В качестве упражнений для развития внимания и произвольности хороши любые игры с правилами (шашки, шахматы, нарды и т. д.) 6. Также очень важно взрослым уметь держать себя в руках, показывая свои эмоции, но при этом управляя ими. Крики, противоречивые требования приносят только вред (таким детям сложно управлять собой, а в нервной обстановке почти невозможно). 7. Не пренебрегайте рекомендациями невропатолога. Список лекарственных препаратов, который может показаться вам слишком длинным и зловещим, часто та программа-минимум, которая поможет ребенку собраться с мыслями и успокоиться. И никогда не отчаивайтесь - всегда есть выход. Иногда бывает - достаточно дать ребенку необходимое количество минералов и витаминов и Ваш ребенок изменится к лучшему. Следует отметить, что здесь перечислены только общие линии взаимодействия. В каждом отдельном случае педагогу самому приходиться искать пути решения данного вопроса. Нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют сами педагоги. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня, которые для некоторых являются непосильными. Буквально вчерашний пример, поразивший меня и моих коллег: мальчик 14 лет, всегда свободно державшийся на сцене, охотно и выразительно читавший стихи, во время своего выхода на сцену вдруг повёл себя довольно странно. Вместо чтения конкурсного стихотворения, он вдруг рассмеялся, затем закрыл лицо руками, обратился ко всему залу со словами: «Я стесняюсь, мне стыдно», а потом и вовсе стал изображать неизвестно что… Анализ происшедшего показал, что взрослые, сами того не подозревая взвалили на ребёнка непосильный груз: участие в сценке, пение частушек и плюс к этому декламация стихов. Такая перегрузка вызвала перенапряжение, возбуждение, неадекватные действия, а потом стыд, раскаяние, раздражение на себя и всех окружающих. Исходя из всего вышесказанного хочется пожелать всем педагогам, работающим с расторможенными и вспыльчивыми детьми огромного терпения, выдержки, профессионализма, творческих успехов и удач в решении проблем! | |
Просмотров: 348 | |
Всего комментариев: 0 | |