Суббота, 04.05.2024, 05:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

«Без семьи нет счастья». Право знать своих родителей и право на их заботу. НОД в средней группе

Активизировать словарь: благополучная дружная семья, забота, чувство защищенности, проявлять почтение, уважать.

Познакомить с понятиями: второе, третье поколение, благотворительность.

Материалы:  зверюшки, изготовленные детьми из пластилина.  Символ данного права. Картинки, на которых изображены: лев, львица, львенок; кот, кошка, котенок; мама, папа, ребенок; етух, курица, цыпленок; медведь, медведица, медвежонок…

Разучивание с детьми пословиц и поговорок народов России о семье.

-Игра-ассоциация «Мама, папа и я». Цель: научить ребенка запоминать картинку с изображением животного или человека и находить ее среди других картинок.

-Все звери, живущие в этой коробке, любят играть в прятки. Они приглашают и нас поиграть. Давайте сделаем так: звери будут прятаться, а мы станем их искать. Но для этого нам нужно быть очень внимательными и стараться все хорошо запоминать.

Перед детьми выкладываются карточки с изображением двух семей. Например, лев, львица, львенок и кот, кошка, котенок. Прошу внимательно посмотреть на этих

животных и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза, забираю одну из карточек, например, львицу, и разрешаю открыть глаза. Предлагаю отгадать, кто из животных «спрятался». Когда животное назовут, предлагаю собрать всю семью. Угаданные карточки откладывают в сторону, а новые добавляю. Можно попросить детей отгадать сразу двух или трех спрятавшихся животных.

Игра «Из-за леса, из-за гор».

Рассказывая потешку, выставляю на стол дымковские  иллюстрацию:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена – на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках.

Подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (семья)

В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети… Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная. Трудолюбивая?

Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

-Расскажите о семье, о родословной. Дети должны знать имена всех членов своей семьи, правильно называть себя по отношению к родственникам.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

«В своей семье всяк сам большой».

«Всякая птица свое гнездо любит».

«Свой дом – самое лучшее место».

«Кто живет ладно, у того все складно».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

«Птица радуется весне, а младенец матери».

Отгадывание загадок:

1. Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная (мамочка)

2. Все хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит (бабушка)

3. Надарила безделушек –

Семь матрешек и бобренка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя (сестренка)

4. В этом слове семь букв «Я»,

Отгадай-ка, друг! (семья)

5. Мать с дочерью,

Да мать с дочерью,

Да бабушка со внучкой.

А всего трое. (бабушка, дочь и внучка)

6. Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно, (папа)

7. Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка.

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый (дедушка)

8. Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший (брат) .

Пальчиковая гимнастика.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Беседа «Без семьи нет счастья»

-Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу и любовь. Право на жизнь в семье со своими родителями – очень важное право.

-Почему в народе так говорят: без семьи нет счастья?

-Как заботятся о вас ваши близкие?

-Какие чувства вы испытываете при этом?

-Как члены семьи заботятся друг о друге?

-Какие сказки рассказывает бабушка?

-Какие колыбельные песни поет мама перед сном?

-Семьи бывают разные: большие и маленькие, богатые и скромные, гостеприимные и не очень, молодые и со стажем, спортивные и спокойные – семейное счастье доступно всем…

Фантазия на тему «Дети остались одни дома на несколько дней»

Помогаю детям сделать вывод: все члены семьи обязаны заботиться о своем ребенке, защищать и оберегать от неприятностей, потому что он еще мал и не может самостоятельно всему научиться.

- Расскажите, чему вы научились в своей семье? Узнали, что хорошо, а что плохо; приобрели полезные привычки; научились правилам культурного поведения. Как вы думаете, кто должен заботиться о ребенке, оставшимся без семьи, по разным причинам? О нем должно позаботиться государство, дом малютки, детский дом, новая семья?

- Наше государство заботится о ребенке, который остался без родителей. Для сирот открыты детские дома, приюты, где детей кормят, одевают, лечат, дают знания. Но этой заботы недостаточно для детского счастья. Когда вы встречаете своих родителей вечером в детском саду, что вы испытываете? (радость). А дети в детских домах всегда остаются с тетями-воспитателями. Такие дети лишены родительской любви, материнского тепла, отцовской защиты. Поэтому берегите своих родителей, заботьтесь о них, чтобы они всегда были рядом с вами.

«Мой дом — моя крепость» — право на жилье и его прикосновенность

Познание. НОД в средней группе

       Цель: познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. Активизировать словарь: неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилищеМатериалы и оборудование: карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ изучаемого права; фигурки персонажей и декорации к сказке «Три поросенка»; аудиозапись песен о доме…

Предварительная работа: чтение Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости». Рассказывание сказок детьми: «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Рассматривание изображений различных архитектурных сооружений. Игра «Мы фантазеры». Дети фантазируют на тему «Какие дома у сказочных героев» (избушка на курьих ножках, дом-вагончик, в котором живут Винтик и Шпунтик, лубяная избушка – зайчика, ледяная – лисички и т. д.) Учить детей давать подробные описания жилищ и его хозяина, выделяя их общие черты.

-Сегодня я познакомлю вас с главой из произведения А. Усачева «Приключения маленького человечка», в которой говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи». (Чтение и обсуждение данной главы с детьми)

-Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом – моя крепость» (Ответы детей). Посмотрите на доску («Три поросенка»)

-Как вы думаете, за что поросята наказали волка? (Ответы) \Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности.

Дети исполняют песенку:

Хоть полсвета обойдешь,

Обойдешь, обойдешь,

Лучше дома не найдешь.

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь.

-А у вас есть свой дом, квартира? С кем вы живете (ответы)

-В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Дети, а как вы понимаете, что такое неприкосновенность? Никто не имеет права лишать вас жилья и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом. (предложить рассмотреть символ изучаемого права). А в какой сказке волк перехитрил маленьких деточек? Мама пришла, а их нет. («Волк и семеро козлят»)

-Подумайте, какое право здесь еще нарушено? (Право на жизнь). Дети, а вы боитесь, когда остаетесь дома одни? Как вы себя ведете? Что делаете, когда родители уходят? А,   что вам не разрешают делать? Трогать электрические приборы, брать спички. А, как поступите, если остались одни, а в дверь позвонили? Не откроем дверь без взрослых. Позвоним соседям или в милицию. В службу спасения по телефону 01 и попросим помощи.

- В каком посёлке мы живем? (Ответы детей) Давайте построим посёлок, в котором мы живем. Как он называется? (Ответы детей)

Самостоятельная работа по постройке улиц посёлка.

-А кто живет в этом доме?

-Илья, а какой твой домашний адрес? Молодец, ты даже знаешь свой домашний телефон. Все вы живете на разных улицах, в разных домах, и у каждого из вас свой адрес.

Каждый ребенок называет свой домашний адрес.

Игра с мячом «Назови свой адрес»

-А как вы думаете, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию? (Ответы детей)

Игра «Кто имеет право жить в этом доме? »

Дети получают карточки с изображением птиц, животных, человека.

Демонстрируя карточку с изображением жилища, спрашиваю:

-Кто имеет право жить в этом доме?

Ребенок, у которого оказалась нужная карточка, поднимает ее и объясняет свое решение. Воспитатель показывает символ права на жилье и его неприкосновенность. Напоминаю о том, что у нас есть не только права, но и обязанности.

-С какими правами вы уже знакомы? Есть ли у вас обязанности по дому и какие? (Ответы детей)

-Помогать близким, родным поддерживать в порядке свое жилье.

-Всегда убирать на место игрушки.

-Содержать свои вещи в порядке.

-Убирать за собой постель, не оставлять грязную посуду.

-Помогать накрывать на стол (Стелить скатерть, расставлять тарелки, раскладывать салфетки и столовые приборы)

-Пусть у каждого из вас будет теплый светлый дом.

-Ты любишь свой дом и бережешь его, не так ли? Что надо делать, чтобы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме, кроме вас, проживает много людей, надо относиться к ним с уважением и соблюдать правила культуры проживания в доме. Чего вы никогда не сделаете в своем доме и не хотите, чтобы делали другие? (ответы детей)

Всегда будем вытирать ноги перед тем, как зайти в свой дом.

Игра-убеждение «Приглашение в гости»

-Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин неряха, то и в доме беспорядок.

Дети фантазируют на тему: «У кого какой дом? »; как выглядят комнаты неряхи и аккуратного человека, рассеянного и собранного, веселого и угрюмого.

-Расскажите о своем доме, своей комнате, своих любимых игрушках, книгах. Дети рассказывают о семейных праздниках, традициях, правилах. Задача каждого ребенка убедить как можно больше друзей посетить его дом.

Домашнее задание. Помощь маме в уборке квартиры и наведении порядка в игровом уголке.

Обсуждение пословиц:

«Красна изба не углами, а пирогами».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

«Дом — моя Родина!»

Категория: Мои статьи | Добавил: Semiletova (02.07.2016)
Просмотров: 1130 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: