Понедельник, 23.12.2024, 19:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей народа»
26.10.2014, 17:54

Проект

 «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей народа»

Тема проекта: «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа».

 

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

 

Тип проекта: практико – ориентированный.

 

Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев).

 

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности).

 

Интеграция образовательных областей: «Социально -  коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -  эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

 

Актуальность

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

Проблема: 

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

 

Цель проекта.

 Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

 

Задачи проекта:

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

Продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей;

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный (сентябрь)

Определение темы проекта, её актуализация;

Постановка целей и задач работы;

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме «Семья»;

Подбор литературных произведений;

Составление перспективного плана;

Анкетирование родителей;

Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном развитии ребёнка».

II Основной (октябрь – февраль)

Работа с детьми:

- Коммуникация;

- Игровая деятельность и социализация;

- Художественное творчество;

- Познание;

- Чтение художественной литературы;

- Музыка;

Взаимодействие с семьёй:

- Консультация «Использование дидактических

и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка»;

- Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка»;

- Изготовление фотовыставки: «Моя дружная семья»;

- Участие родителей в праздниках и развлечениях;

- Творческая мастерская «Мастерим вместе с мамой и папой»;

- Участие родителей в конкурсах поделок и рисунков;

- Конкурс фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали! »

- Зимняя семейная олимпиада;

- Семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребёнка»;

- Выставка поделок  родительского клуба «Гармония»;

III Заключительный (май)

Оформление результатов работы по проекту:

- конспекты;

- игры;

- фотоматериалы;

- детская продуктивная деятельность;

Организация выставок работ по теме проекта:

- Выставка фотоальбомов «Моя дружная семья»;

- Выставка фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали»;

- Выставка детских работ «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа»

Итоговое мероприятие:

Семейный досуг «Вечер дружной семьи»;

Презентация проекта;

Выступление на педсовете ДОУ по итогам проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети владеют понятием семья, род, родословная, семейные традиции;

Знают информацию о своей семье, профессии родителей;

Знают свои права и обязанности;

Составляют творческий рассказ о семье;

Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;

Умеют совместно с родителями составлять родословную своей семьи;

Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

Создана методическая копилка по данной теме;

Перспективный план мероприятий

Раздел программы Формы и методы работы

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»; «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».

Дидактические игры

- «Кем быть»

- «Кому, что нужно для работы»

- «Чьи детки? »

- «Определи возраст»

- «Закончи предложение»

- «Кто старше? »

- «Кто младше? »

- «Исправь Незнайку»

- «Родственные отношения»,

- «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».

- «Скажи, как тебя дома ласково называют? »

Игры-драматизации по сказкам «Теремок, «Репка».

Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».

Конструктивные игры «Мебель для дома», «Строим дом»

Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»

Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»

Познавательное развитие Социальный мир «Права и обязанности в семье», «Моё имя».

Знакомство с профессиями родителей.

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания) .

Ребенок и окружающий мир: «Я люблю свою маму», «Дружная семейка».

Речевое развитие Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». Пословицы и поговорки о семье. Беседы на тему «Кем работают мои родители».

Беседы:

• «Выходной день в моей семье»

• «Как я помогаю дома»

• «Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

• «Как мы отдыхаем»

• «Мы разные»,

• «Моя семья»;

Рассказывание по картине «Семья», «Мамины помощники».

Разучивание стихов на семейную тематику

Продуктивная деятельность

Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».

Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.

Аппликация: «Дом, в котором мы живем».

Взаимодействие с семьёй - Консультация «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка»;

- Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка»;

- Изготовление фотоальбомов «Моя дружная семья»;

- Семейный спортивный досуг «Мы – будущие солдаты»;

- Заседание родительского клуба «Гармония»;

- Открытый интегрированный праздник «Сердечко для моей мамочки»;

- Конкурс фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали! »

- Зимняя семейная олимпиада;

- Семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребёнка»;

- Фотовыставка  «Счастливый выходной день»

- Заседание родительского клуба «Гармония»;

Заключение:

 Я предполагаю, что за время реализации проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысится:

- Дети лучше узнают свои корни, узнают, что такое род, родословная, семья.

- В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Semiletova
Просмотров: 2740 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: